Апр 072015
 

Начиная с царствования Василия III монастырь использовался как тюрьма для политических заключенных. Так, в подвальных помещениях трапезной был заключен новгородский владыка Серапион, противостоявший Иосифу Волоцкому. Самым известным узником, был протопоп Аввакум, проведший в 1653 году около месяца в подвалах трапезной, позже он был сослан на север в Пустозёрск. В 1694 году с восточной стороны трапезной пристраивается трехярусная церковь Михаила Архангела.

В 1691 году первая жена Петра Великого царица Евдокия Федоровна Лопухина повелела возвести каменную церковь во имя Михаила Архангела в честь рождения сына царевича Алексея. Едва строительство завершилось, как царица подверглась опале, была пострижена в монахини и сослана в Покровский суздальский монастырь. Торжественное освящение храма было совершено в 1739 году спустя 45 лет после постройки и восемь лет после смерти царицы Евдокии. В нём находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных.Здесь похоронены: мать и отец Евдокии Лопухиной — Устиния и Федор Авраамович, генерал Василий Авраамович Лопухин, убитый в 1755 году в сражении при Гросс-Егерсдорфе, и другие члены семейства.

В архитектуре храма видны черты московского барокко. В нижнем ярусе подклета располагалась усыпальница бояр Лопухиных, в среднем — церковь Архангела Михаила, в верхнем — церковь святого Алексия Митрополита. Церковь Архангела Михаила восстановлена в 1960 году. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция.

В 1763 году было выстроено обширное здание Братского корпуса. Настоятельские покои двухъярусные настоятельские покои возведены в 1670 году недалеко от Святых ворот. Сейчас внутри — административные помещения музея.

В 1947 году деятели культуры во главе с академиком Давидом Ильичем Грабарем выступили с предложением отреставрировать Спасо-Андроников монастырь и создать в нём Музей древнерусской живописи имени Андрея Рублева. В 1947 году в годовщину 800-летия Москвы Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева был основан, а в 1980-х годах он был преобразован в Центральный государственный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Постоянная экспозиция размещается в помещениях церкви Архангела Михаила и Трапезной палаты. Фонды музея включат 10 тысяч произведений древнерусского изобразительного и прикладного искусства. В его коллекцию входит огромное иконописное собрание, более 5 тысяч икон с XII до начала XVIII века, церковная утварь, старопечатные и рукописные книги. Среди раритетов — иконы строгановского письма и царских изографов, иконы, созданные по личному заказу Ивана Грозного. Есть копии росписей XII — XV веков из храмов и монастырей, в том числе работ Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Церковные древности: колокола, складни, оклады, кресты, кадила, дарохранительницы и др. После закрытия монастыря из монастырской библиотеки в музейные фонды перешла часть редких рукописных книг XV-XVI веков. Филиал музея — церковь Покрова в Филях.

Установить в Москве памятник Рублеву намечалось уже после 1917 года. В декрете Совнаркома об установлении в Москве памятников революционерам, деятелям науки и искусства среди других имён был назван и Андрей Рублев. Над проектом памятника Рублеву в 1918 году работал скульптор В. А. Ватагин. Созданную им трехметровую скульптуру намечалось установить возле Никольских ворот Кремля. Однако этого не случилось. И только в связи с празднованием 600-летия со дня рождения Рублева в 1967 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря был установлен памятник Рублеву работы скульптора В. Г. Ленской и архитектора Э. В. Яворского. Он представлял собой фигуру иконописца, который сидит на скамье, держа в вытянутой руке доску с рисунком будущей иконы. В 1985 году этот памятник был заменён скульптурой, более удачной в художественном отношении, работы известного скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994 гг.). В 1988 году Андрей Рублёв был причислен к лику святых.

Адрес Центрального государственного музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: Андроньевская площадь, 10, метро «Площадь Ильича», метро «Римская».

Телефоны: (495) 678-50-55, (495) 678-14-89, (495) 678-14-67 (заказ экскурсий)

Музей открыт ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме среды и последней пятницы месяца.

03.04.2010, 4029 просмотров.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих — Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый — самый высокий — храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов — потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.

Собор Василия Блаженного — один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.