Июн 152009
 

Но самым значительным событием в жизни Мытищ этого периода, которое определило экономическое, политическое и социальное развитие всей волости, явилось строительство группой московских промышленников вагоностроительного завода. Некоторые его цехи вступили в строй в конце 1896 г., а 5(17) мая 1897 г. состоялось официальное открытие. По своему техническому оборудованию завод был приспособлен для постройки товарного и пассажирского подвижного состава для железных дорог и запасных вагонных частей. Около завода был построен большой рабочий поселок, здание потребительского общества с лавкой, вместо старой школы, существовавшей с 1847 г., открылась в 1872 г. новая. В эти годы ст. Мытищи превратилась в крупный железно-дорожный узел, заняв в грузообороте Московского уезда одно из ведущих мест. Например, в 1910 г. из всего уездного грузооборота станция отправляла 80,5% груза и получала 19,5%. Главным отправителем и получателем грузов являлся вагоностроительный завод. Так завод, на котором накануне первой русской революции работало более 2 тыс. человек, буквально за несколько лет превратил Мытищи в фабрично-заводской поселок. В 1899 г. население Мытищ (вместе с рабочим поселком) составляло 3138 человек, в деревнях Шарапово и Рупасово, которые постепенно сливались с Мытищами, проживало 755 человек. В это время Мытищи по численности жителей были больше таких уездных городов, как Волоколамск, Звенигород, Воскресенск (ныне г. Истра). К 1913 г., всего за четырнадцать лет, население Мытищ увеличилось более чем до 7 тыс. человек, т. е. в 2 раза. Неприглядно выглядели Мытищи в дореволюционное время. Кривые грунтовые дороги, на которых весной и осенью стояла непролазная грязь, а в домиках мерцал тусклый свет керосиновой лампы. О канализации и водопроводе и говорить нечего — до революции канализации не было ни в одном из городов Московской губернии.