Авг 302009
 

Подмосковный городок Лобня расположился на территории Мытищинского района, в 25 км от Савеловского вокзала.

Город сформировался из поселка, который вырос при железнодорожной ст. Лобня и окружающих ее населенных пунктов: с. Киёво (Киово), д. Букино, Нестериха, Горки Киевские. В 1975 г. в черту города вошел рабочий поселок Красная Поляна.

Пристанционный пос. Лобня появился в начале XX в., когда была построена железная дорога, связавшая Москву с Савеловом. История же поглощенных городом сел и деревень восходит к феодальной эпохе.

Киёво в начале XVII в. было «пустошью на суходоле». В 1667 г. здесь была построена деревянная, а в 1769 г. каменная Спасская церковь. Отсюда двойное название села Киёво-Спасское.

Киёво и расположенные в 1,5—2 км от него деревни Букина, Нестериха, Горки до конца XVIII в. оставались небольшими селениями. Так, в 1797 г. в Киеве насчитывалось всего 19 дворов, а в названных деревнях — от 5 до 13 дворов. Крестьяне занимались земледелием, домашним прядением и ткачеством «для своего употребления».

После крестьянской реформы 1861 г. в Киеве стало больше крестьян, которые порывали с земледелием и обращались к промысловым занятиям.

Единственным крупным промышленным предприятием в северной части Московского уезда, стягивавшим освобождавшуюся рабочую силу со всей округи, была бумагопрядильная фабрика купцов Крестовниковых в сельце Поляна, построенная в 1849 г. на базе созданной ими в начале XIX в. ткацкой раздаточной конторы. К 1859 г. на фабрике было 40 машин, 8 тыс. веретен, 250 рабочих. В 1869 г. фабрика сгорела, 10 лет ушло на восстановление производства, возобновилось оно в больших масштабах. Был возведен новый трехэтажный корпус, к которому пристроили газовый завод.

В 1880 г. фабрика имела 29 тыс. веретен и на ней работало 750—800 человек. Из них около 80% были постоянными рабочими, жившими в построенных при фабрике жилых казармах. (Первая казарма была выстроена в 1879 г.) Примерно треть всех рабочих составляли дети и подростки.