Дек 102009
 

В 40—50-х гг. XIX в. промышленным центром стало расположенное близ Пушкина с. Никольское-Кудрино. Здесь на правом берегу Учи существовала бумагопрядильная фабрика Н. А. Неболсина. В 1859 г. началось строительство железнодорожной линии Москва — Сергиевский Посад, продолженной в последующем до Ярославля. Движение на дороге было открыто в 1862 г. Железная дорога приблизила Пушкино к столице, способствовала дальнейшему промышленному развитию этого района, особенно усилившемуся в пореформенное время. С открытием железной дороги на средства фабрикантов была построена шоссейная дорога, соединяющая железнодорожную станцию с обеими фабриками (ныне Московский проспект).

Это значительно облегчило доставку сырья и отправку готовой продукции. В 1861 г. на предприятиях Арманда было занято 570 рабочих, оборот капитала составлял 180 тыс. руб. В 1880 г. только на фабрике, расположенной в устье Серебрянки, работало до 700 человек. В том же году Арманд расширил новую самоткацкую фабрику, выстроив второй каменный корпус. На ней было занято 150 человек. На фабриках Арманда работали как крестьяне Пушкина и близлежащих селений Московского уезда, так и пришедшие в поисках работы жители других уездов и даже губерний, причем пришлые работники составляли около 34% рабочих. Единственная спальня при фабрике была рассчитана на 50 человек, поэтому большинство рабочих продолжали жить в своих домах либо снимали угол у окрестных крестьян. В 70 — начале 80-х гг. XIX в. Пушкино продолжало оставаться земледельческим селом. В это время земледелием не занималось 30% семей.

Однако уже к концу XIX в. с земледелием порвали более 60% семей. Следовательно, Пушкино превратилось в фабричный центр. На предприятиях Арманда, оснащенных восемью паровыми машинами общей мощностью к 273 л. с, работало уже 1200 человек, оборот капитала составлял 900 тыс. руб. В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» упоминает Пушкино в числе шести важнейших центров фабрично-заводской промышленности Московского уезда.